О событиях вокруг парка "Монрепо"

29.01.2018

На сайте «Хранители наследия» прочитали о варварской «реставрации» в парке «Монрепо», где было вырублено более 1000 старых деревьев. Это нас просто потрясло до глубины души. Как, почему, это же и наш парк! И опять за это никто не ответит… А в памяти встают наши летние сезоны в «Монрепо».

Парк «Монрепо» мы открыли для себя в 2000 году и за это время он стал для нас близким и родным. С 2000 – 2013 гг. мы регулярно выезжали летом в свои отпуска на 2-3 недели туда на парковые работы. В течении всего летнего сезона парк принимал добровольцев из Санкт-Петербурга, Москвы, Павловска, других городов. Принимала, размещала и руководила работами в то время главный хранитель парка Татьяна Митрофановна Зинчук. Тогда добровольцы  останавливались в одном из домиков с террасой в самом парке. Это было очень удобно для работ. А работы были самые разнообразные - от простой уборки мусора с территории парка до лечения уникальных деревьев. Отряд «Белозерск»  под руководством главного хранителя парка  выполнял самую разнообразную работу: помогал восстанавливать и ровнять старые дорожки парка, расчищал и корчевал самосевные  второстепенные породы деревьев (рябины, осины, березы, ивы) со скал и больших валунов на участках  Броглио, Паулштайн, Пампушечка, а образовавшийся  в процессе работ грунт вывозился в специально отведенные для этого места. Какими же красивыми после этого выглядели расчищенные скалы, открывая всем свои причудливые формы. Одним из таких мест стала скала, напоминающая голову сфинкса (по главной дороге к источнику «Нарцисс»). О ней стали постоянно рассказывать экскурсоводы музея-заповедника. А расчищенные огромные валуны вдоль туристских троп уже издалека приковывали к себе внимание проходящих. Тогда же при расчистке среди скал были найдены вырубленные ступени, ведущие на одну из когда-то смотровых площадок. Работая тогда на этих местах приятно было слышать от сотрудников музея и местных жителей, насколько здесь стало красиво. В одном из сезонов отрядом был расчищен большой участок каменной ограды «хайк» у  центральных входных ворот в парк и по бокам ворот установлены каменные столбики ограждений, как было раньше (в соответствии со старой фотографией). Сами столбики были найдены в разных местах на территории парка в ходе работ. Кстати, после нас уже никто не занимался дальнейшей расчисткой ограды по её периметру, а жаль. Помимо этого мы выполняли работы, которые необходимо было делать ежегодно: ручная косьба с использованием кос и серпов в сложных местах, уборка сена, обрезка мелкой поросли у больших лип, стрижка кустов на определённую высоту, чистка мелиоративных канав и уборка поваленных деревьев, распиловка их и отвоз в определенные места. Вместе с  нашим руководителем была проделана необходимая работа по сохранению поверхностной корневой системы единственной в парке сибирской сосны – кедра.

Ну а в свободное время и в выходные дни мы изучали остров, исходя его вдоль и поперек. Экскурсоводы рассказывали нам об истории усадьбы  «Монрепо», о его владельцах. А Т.Н. Зинчук знакомила нас с разнообразным растительным миром острова (только лишайника здесь более 100 видов). Бродили по старым улочкам города Выборга. Со смотровой площадки  башни замка любовались открывающейся панорамой города, залива, острова Твердыш, на котором находится парк «Монрепо», крепостными сооружениями.

На протяжении всех этих лет (а всего более 20-ти) в парке Монрепо трудилась общественная финская Ассоциация  «Pro Monrepos» («За Монрепо»), возглавляемая Юхой Ланкиненом, куда входили бывшие жители г.Выборга, которые помнили и любили этот парк. Мы  восхищались  их безукоризненной, бережной, аккуратной  работой, профессиональным восстановлением малых архитектурных форм на территории парка. Это и китайские мостики, чайная  беседка, реставрация территории вокруг храма Нептуна. Надо было видеть, с какой любовью все это делалось. Глядя на это и нам хотелось сделать для парка как можно больше. А какие музыкальные вечера устраивала ежегодно эта организация. Из Финляндии приезжали музыкальные  и танцевальные коллективы, в парке звучала музыка.

Парк «Монрепо» и сам город Выборг настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже просто не представляли себя без них. Бывая в Санкт-Петербурге, обязательно старались хотя бы на денёк выбраться в Выборг и парк «Монрепо». С нетерпением ждали очередного летнего сезона, чтобы сюда вернуться.

Хочется отметить, что первое время  дирекция Музея к добровольцам относилась внимательно и хорошо, интересовалась нашей работой. Вместе с сотрудниками  музея мы даже устраивали поэтические и музыкальные вечера, ездили на экскурсии в Павловск и Выборг. На яхте плавали вокруг острова и на соседние острова. За большую проделанную работу отряд неоднократно получал от дирекции парка-заповедника благодарственные  письма. О нужной для парка работе, выполняемой отрядом, писала городская пресса, призывая и местных жителей присоединяться к нам. Ну а дальше интерес к добровольным помощникам стал ослабевать. Сначала у нас отобрали домик, где мы постоянно размещались, оставив лишь одну террасу на которой все поместиться уже не могли (в домике сделали гостиничные номера). Руководителю работ – Т.М. Зинчук каждый раз приходилось подыскивать  для  нас подходящее жильё то в помещении техникума, то в местной гостинице, ведь парку как и раньше ежегодно нужна была помощь добровольцев. Произошли большие изменения и штате музея: парковая служба была сокращена до минимума и практически сведена на нет. Последний раз добровольцев принимали в 2013 году, а при новом директоре, они стали не нужны вообще. При нём же была сокращена  и ставка хранителя парка, который руководил  всеми работами. В том же году ассоциация  Pro Monrepos была вынуждена прекратить свою деятельность -- её попросили освободить занимаемую площадку под предлогом начинающейся реставрации. С 2014 г. все летние работы, так необходимые парку, больше не проводились. Парк начал зарастать, это стали отмечать все, кто туда приезжал. Увеличилось количество мусора вдоль всей береговой линии, среди камней валялись пустые банки из-под пива и пластиковые бутылки, которые оставшийся малочисленный обслуживающий персонал не успевал убирать.

Зная о такой тревожной ситуации, мы в  2016 году от лица и.о. директора Института наследия А.С. Миронова обратились с письмом к директору Музея-заповедника «Парк Монрепо» А.А. Буянову с просьбой о возобновлении помощи парку отрядами добровольцев. В ответном письме  директор Музея- заповедника сообщил, что «состояние парка улучшилось», что он сам является его главным хранителем и что помощь добровольцев не требуется.

В своё время академик Д.С. Лихачев способствовал созданию самого музея  и призывал спасти и сохранить эту «драгоценную усадьбу Ленинградской  области, в которой так гармоничен союз человека и природы».

А сейчас того парка, который мы знали, уже нет. И тот, дошедший до нас исторический облик, уже не может быть восстановлен.

Такая варварская «реставрация» должны быть остановлена. Хорошо, если бы удалось еще что-то спасти. Уникальный парк Монрепо, равного которому нет в Европе, заслуживает грамотной, четкой, бережной, во всех отношениях профессиональной реставрации.

О наших работах в Монрепо на ЖЖ:
https://otr-belozersk.livejournal.com/1317.html
https://otr-belozersk.livejournal.com/6152.html